Наблюдения и эволюция: как стать ДИЗАЙНЕРОМ

Когда дело доходит до профессии дизайнера, Янош Хедер: МАНУИ Соучредитель и создатель изысканных световых творений компании говорит, что он разделяет мнение, которое его компания любит рекламировать: «Творение — наш «родной язык»".

Однако в его случае стать дизайнером не было врожденным даром, а результатом его наблюдений за окружающим миром, что привело к эволюции его мышления. 

Янош Хедер, соучредитель Manooi.

«Когда ты молод, — объясняет он, — ты не осознаешь, что быть дизайнером — это профессия; ты просто замечаешь, что вокруг тебя есть предметы, и это так».

«Дизайн» как концепция был для него еще большей загадкой, учитывая, что он вырос в социалистической Венгрии, где товары, предметы домашнего обихода, утилитарные предметы, автомобили и т. д. были «одного размера для всех» и иногда их приходилось беречь и использовать десятилетиями. «У всех были совершенно одинаковые предметы, одинаковые домашние интерьеры и т. д.»

Янош вспоминает, что вещи в квартире родителей давали ему пищу для размышлений. «Эти вещи были естественными, но что бы там ни было, у меня были разные идеи о том, как это должно выглядеть и что можно было бы улучшить — когда вы чувствуете, что вещи не находятся в гармонии друг с другом, они просто не сочетаются друг с другом: «этот ковер не сочетается со столом», например».

В то время целые многоквартирные дома были полностью обставлены одинаковыми вещами: столовыми приборами, тарелками, мебелью, всем, что вы можете себе представить. У одной сети универмагов был слоган «Незаменимые, потому что их можно заменить».

«Поэтому, если вы его сломали, вы шли и покупали другой», — объясняет он. «Это была такая дерьмовая логика, и я ее ненавидел».

«Когда вещи производятся массово — 100,000 XNUMX экземпляров чего-то, за чем не стоит никакой мысли, — это меня действительно беспокоит, потому что при небольшом уходе это могло бы быть чем-то другим, но они лишают его всякой уникальности, которая могла бы поразить наше воображение».

Янош, напротив, говорит, что ему нравятся вещи, которые действительно хорошо продуманы и хорошо работают, а также предметы, имеющие наследие и дающие представление о прошлых временах.

Учитывая, что в то время было доступно лишь несколько марок автомобилей, одним из способов, с помощью которых венгры пытались модифицировать утилитарный дизайн, было то, как они индивидуализировали свои автомобили (зачастую это были российские «Лады»), чтобы выделить их. 

«Они выглядели совсем жалко», — говорит Янош, который также помнит, как у него перехватило дыхание, когда он увидел очень не хромой Lamborghini Countach впервые на озере Балатон. Было заметно, что в дизайн спорткара вложено много мыслей, и это задело его за живое.

«Что-то не так», — понял он, придя к выводу, что можно производить вещи и лучше тех, что есть в Венгрии.

 

Первые творения – школьный проект

Затем, когда ему было 10 лет, Янош получил задание что-то построить. Он взял пивную банку, прорезал в ней отверстие, установил патрон и вставил лампочку — это была лампа, его первое официальное творение.

«Я понял, насколько это просто. Ты настраиваешься на это и делаешь, а потом появляется что-то другое, что-то новое».

В то время он понял, что есть личности — дизайнеры, которые придумывают такие объекты; они не появляются сами по себе. «Были люди, которые придумали «Москвич» и «Ламборгини», и это то, что мы тоже можем сделать».

Хотя он чувствовал себя чужаком в собственной культуре, поездки его семьи в Италию, где пропорции предметов и деталей казались более реалистичными, были поучительны. 

Он объясняет: «Поскольку в моем арсенале не было другого оружия, я решил, что хочу иметь возможность создать будущую реальность, с помощью которой можно будет что-то улучшить».

Янош продолжал создавать самые разные вещи, например, мебель, решив учиться на архитектурном факультете в Будапеште, позже переключившись на дизайн интерьера и получив высшее образование как по специальности «дизайн интерьера», так и по специальности «архитектура».

Он говорит, что его целью было не производство вещей, а проектирование домов для кого-то другого, интерьеров ресторанов и магазинов, создание пространств, где людям будет хорошо. 

«Долгое время я проектировал магазины, потому что не люблю ходить по магазинам», — говорит он. «Моим намерением было создать пространства, в которые я бы с удовольствием заходил, где я бы разбирался в продуктах и ​​находил то, что мне нужно. У меня была очень простая концепция того, как, по моему мнению, должен выглядеть магазин, и я делал все возможное, чтобы воплотить ее в жизнь — и это сработало».

Янош говорит, что его первым настоящим успехом стал дизайн интерьера ресторана, который получил восторженный прием у посетителей.

Он добавляет, что никогда не хотел производить что-то на конвейере. «Мне всегда было интересно создавать вещи, которые имеют эмоциональное содержание, что-то, что подразумевает архитектурную логику, но также трогает людей эмоционально — вещи, которые вызывают интерес и разговор».

 

Целостный подход, стимулирующий креативность

Сегодня, когда его спрашивают, что подпитывает его творчество, он объясняет, что, работая дизайнером интерьера, он достиг точки в своей карьере, когда осознал свои знания, но также осознал и то, чего он не знал. «У меня был хороший взгляд на область, в которой я работал, и по мере продвижения вперед во времени так много разного опыта объединяется, так что я не рассматриваю вещи с точки зрения дизайнера по свету, а скорее то, как можно улучшить вещи, исходя из какой-то логики», — объясняет он.

«Все чаще меня вдохновляет почти все, и у меня есть мнение почти обо всем, что я вижу. С этой точки зрения, меня может трогать мебель или архитектурный дизайн».

Янош говорит, что дизайнер должен иметь инстинкт относительно того, как можно использовать материалы или как их можно комбинировать; важно учитывать, какой вклад они могут внести.

 

Классические элементы остаются классическими

Что касается его подхода как дизайнера с особым видением, он считает, что не все должно быть новым или полностью модернизированным.

Янош вспоминает один случай, иллюстрирующий это: «Мы проектировали пространство ресторана, и тут появился маркетолог и сказал: «Не включайте арки, потому что они не вечны».

«Такого рода преднамеренные научные перспективы не работают (для меня)», — комментирует он. «Сами по себе объекты должны быть очень техничными — они создаются с чувством, что делают жизнь людей лучше. Это так просто. Чувства, которые выходят за рамки этого, немного запорные».

По его словам, есть вещи, которые всегда будут данностью, например, радуга. 

«Вы не собираетесь менять это, потому что кто-то считает, что это должно быть перевернуто в 21 веке. Есть некоторые элементарные вещи, о которых люди всегда будут сообщать: закат, гора, отражение света от воды — те вещи, которые универсальны, находятся в объектах, и те материалы и формы, которые работали до сих пор».